Сегодня на литургии читал дневное евангельское зачало о
насыщении Спасителем пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек. Казалось
бы, все понятно. Никаких вопросов в связи с этим не возникало. Но это –
сначала. Уже по дороге домой всплыл, вдруг, в памяти сюжет прочитанного - и
кое-что вспомнилось…
…а именно, объяснение рационалистами события насыщения пятью
хлебами пяти тысяч человек, суть которого в том, что происшедшее тогда на
берегу Галилейского моря – не есть чудо, но лишь гипноз, такой себе
психологический маневр или умение Христа заставить народ обнаружить скрываемый
в носимых их сумках и мешках запасной хлеб.
В общем, озадачился
я. По приходе домой первым делом за А.В.Иванова («Руководство к изучению
Священного Писания Нового Завета». Санкт-Петербург. 2002г.) ухватился.
оно «противоречит прямому утверждению учеников Христовых,
что не у них, ни у народа нет хлеба; а апостолы говорили это не наобум. Притом,
если бы действительно было так, как представляют рационалисты, то Иисус Христос
отнюдь не мог рассчитывать на то, что те люди, которые раз сказали, что у них
нет хлеба, вынут свой спрятанный хлеб и станут и сами есть, и с другими
делиться.
Тогда нужно предположить какое-то общее соглашение всего народа намеренно скрыть имеющийся хлеб от Иисуса, чтобы таким образом или поставить Его в затруднение или заставить Его произвести чудо. И как же один мальчик, не скрыл своего запаса?»
Тогда нужно предположить какое-то общее соглашение всего народа намеренно скрыть имеющийся хлеб от Иисуса, чтобы таким образом или поставить Его в затруднение или заставить Его произвести чудо. И как же один мальчик, не скрыл своего запаса?»
Это, что касается
дискуссий.
Однако, в ходе
микро-«исследования», на которое незаметно для себя самого я переключился, в
силу уже активизирующейся по данному вопросу собственной любознательности (а
может, и любопытства), мне «открылось» нечто не менее интересное. Отчего просто
еще и еще раз благоговеть хочеться пред величием Бога, Его бесконечной
Премудрости. Кто, как не Он действительный «Абсолют», «Высший Разум», «Высший
Интеллект» (определения Бога античными мыслителями, философами (и не только) -
в чем убеждаешься вновь и вновь. Глубина воспроизведенного Им во времени, совершенного, высказанного –
восхищает! Воистину неисчерпываем смысл Благой Вести – Евангелия! В каждом
очередном акте прочтения в нем тех или иных зачал, отрывков, эпизодов - открывается новое. То, что ранее казалось
однозначным, конкретным, теперь обнаруживает другую грань, очевидно,
предполагающую третью (ведь, в каждой очередной исторической фазе Евангелие
вещает для нее необходимое, нужное, до селе еще неведомое)… Свидетельством тому
святые отцы-экзегеты, представившие поколениям различные, разносторонние
толкования по одинаковым евангельским местам, темам…
Итак, вот, о чем я не знал и сегодня узнал.
Насыщение народа хлебами Христом до сих пор для меня было лишь историческим
событием, и, конечно же, Чудом, в первую очередь. Но, как оказывается, я не
рассмотрел того, что дальше собственных очков - упустил из виду духовный, и, в
какой-то степени психо-нравственный аспект совершившегося тогда на том
Восточном берегу моря.
Цитирую (См.http://www.zavet.ru/b/braverman/euangelium/015.htm;
«Евангельская история в проповедях»; Протоиерей Михаил Браверман):
+О Хлебушке
Хлеб – не просто хлеб:
- «Совершенное Господом чудо преломления
хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях. Для нас это
«знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание
подтверждает апостол Павел, говоря о богообщении, которое открывается нам в
Церкви, в Таинстве Причащения, он пишет: «Чаша благословения, которую
благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем,
не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор.10,16).
- «Христос рождается в Вифлееме, что на
еврейском означает «Дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни»
(Ин.:6:48) и: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет
вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира»
(Ин.:6:51).
+О Рыбках
Рыба – не просто рыба:
-
«Большинство апостолов были рыбаками, через чудесный улов призвал их Господь
следовать за Ним, а после Воскресения через новый чудесный улов Господь укрепил
их в вере».
- «В
греческом языке, самом распространенном в Римской империи, на котором и был
зафиксирован Новый Завет, «рыба» – «ΙΧΘΙС» (ИХФИС). Это слово может быть
прочитано как аббревиатура, которая расшифровывается так: «Иисус Христос – Феу
Иос Сотир», то есть «Божий Сын, Спаситель». Это не что иное, как краткое
исповедание нашей веры. Поэтому с древних времени христиане часто украшали
места своих молитвенных собраний изображениями рыб. Впервые в святоотеческой
литературе именование Иисуса Христа «рыбой» мы встречаем у Квинтия Септимия
Флоренца Тертуллиана. Он называет Господа греческим словом «ихфис» в своем
написанном на латыни трактате «О Крещении».
***
Вспоминаю слова преп. Амвросия Оптинского:
«ищите во всем великого смысла».
И именно,
ИЩИТЕ во всем с нами случившемся! И даже в том, что кажется незначительным.
***
P.S. «Совсем недавно в Святой земле во время
археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с
изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью
хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно,
это свидетельство и знак чуда –двумя рыбами и пятью хлебами Господь насытил
тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и
одно из них – личное свидетельство Матфея».
Протодиакон Геннадий Пекарчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий