…Ехать или не ехать. Сначала сомневался. Хотя
и понимал, что в этой жизни есть вещи первостепенной важности, необходимые и
неотложные. Надо ехать. Но что-то тормозило, препятствовало. Так часто бывает,
когда личное, касающееся только тебя норовит стать приоритетным, особенно, в
мгновенья выбора между нужным и важнейшим.
Жить во имя себя нужно, но это не важнее
разумной жертвенной самоотдачи в пользу других. Иначе, зачем жить в обществе,
иметь образование и быть талантливым? Иметь знания ради них самих, по меньшей
мере, глупо и бесполезно. Да и талант, использующий других с целью
самоудовлетворения, - верх издевательства и бесчеловечности.
Спрашивается, может ли общество быть
благополучным в таких условиях? Если «да», то, выражаясь словами Виктора Цоя
«мама, мы все сошли с ума!». Стремиться к достижению общего счастья в состоянии
закабалевшего эгоизма и самости,- не утопия ли? Может ли счастье быть финишем
того пути, на котором беспрерывно совершается взаимное психо-физическое
истязание во имя собственного ЭГО?..
Но выход есть. Нет, он - не в фанатистском
альтруизме. Ведь нечегонеделание в отношении себя – нездорово. Он – в другом:
взаимопомощи, взаимовыручки, и не только в трудную минуту. Собственно, это –
жизнь, небесполезная для других, когда личные хлопоты становятся «вторым
планом», когда данный талант превращается в орудие для культивирования
исключительно блага, и, когда, наконец, личные, но по сути общественно-полезные
идеи не стремятся быть проданными за деньги, честь и славу, а бескорыстно
становятся общественным достоянием.
Все это я назову словом «служение», -
человеческой функцией, направленной во вне, ради кого-то. И не без этого должна
проходить жизнь каждого… Иначе, почему бы не стать изгоем и не жить на
безлюдном острове. Что может быть более подходящим для тех, для кого человек –
лишь «объект» или недруг?
…Итак, решил: личное отложу до времени. На
потом. Теперь же за дело. Окончательно развеялись сомнения, когда проездные
билеты «Луганск-Москва» и обратно оказались в руках. Это был знак Свыше.
Значит, ехать надо. И это точно. Ну, что, в путь дорогу. Пора.
Время не ждет. Оно летит. А вместе с ним
летел и эшелон. Еще немного и его встретит Павелецкий вокзал. И разойдутся
кто-куда утомленные долгой дорогой пассажиры. Они рассеются в пространстве,
чтобы снова увлечься собой, чтобы прилепить собственные сердца к манящему их
здешнему и сиюминутному. В погоне за «золотым» прахом и разлагающимся
наслажденьем многие из них потеряют друзей, утратят вкус добра, обеспокоят
собственную совесть, ожесточатся. И от безысходности и изнеможения от отчаяния
замахнутся на самих себя. Не всякий из них в борьбе с собой окажется победителем.
Все это будет. Обязательно случится. Но
Москва и Павелецкий вокзал все еще впереди. А пока в ушах пассажиров слышится
стук колес. В вагоне не прекращаются разговоры.
Глазам не верится, но это так: люди, хотя
и на мгновенье, но объединились. Знакомятся, общаются, спорят. Быть может
просто деваться некуда? Ладно, пусть так. Но как бы там ни было, свойство
человека «сживаться» с себе подобным, «сосуществовать» друг с другом,
взаимодействовать и находить общий язык, причем в разных обстоятельствах и при
разных взглядах, - более чем очевидно. И это вовсе не уничтожает, и, даже, не
умаляет индивидуальность человека, его личностную, характерную особенность, но
лишь свидетельствует о несвойственном его природе эгоцентризме, о врожденном
стремлении к «сродственности».
Но как же часто человек пытается нарушить
этот естественный порядок вещей, вырваться за пределы созидающего?!
…Произойдет ли это с пассажирами поезда
№311 сообщением «Луганск-Москва», который все еще продолжает мчаться вдаль, нарушая
ночную тишь, знает Завтрашний День. Он уже был очевидцем того, что произойдет с
ними в скором времени, в будущем. Он уже был свидетелем того
противоестественного, противоречивого и разрушительного, которое вот-вот
совершит часть из них.
…Homo sapiens… Сейчас он трясется в вагоне.
Скоро утомится. Ляжет спать. Уставится на потускневшую лампу и уснет с
уверенностью в завтрашнем дне и обманчивым ощущеньем собственной долговечности.
Глубокий сон восстановит его силы. Он проснется и станет действовать, -
действовать по инстинкту, но не по уму. Он пожертвует, но пожертвует другими.
Нет, не ради общего блага, - ради собственной страсти, безумной идеи и
иллюзорной мечты.
Он отречется от вечного и воскурит ладан в
честь бога-желудка. Он изменит совести и погрязнет в низменном и обмирщенном.
Он совершит поступок до того, как
подумает о его последствиях. В состоянии безграничной самовлюбленности он
безудержно поспешит откликнуться на каждый зов собственных порочных желаний.
«В этом, - скажет он, - мое «счастье». Ради
него я готов потерять друзей, заразить землю, воздух и воду. Я согласен
заболеть, обесчестить себя, уязвиться совестью. Пусть я буду истощен в рабстве
собственных страстей и разочарован во всем. Я не прочь томиться в отчаянии от
безверия и потери смысла жить. Но отказаться от такого «счастья» я не могу,
даже, если бы того хотел. Борьба с собой не безболезненна. Я не хочу боли. Мне
легче быть одержимым самозаботой. Легче уничтожить ради себя живущее. В конце
концов, уничтожить себя. Пусть я потрачу на это ровно жизнь. Но я не решусь
противостать живущему во мне – злу. Я боюсь неудобства. Да и ленив, к тому же. Более того: сам я бессилен»…
…Было
пасмурно. Моросил дождь. Мелькали багажи. Суетились люди. Среди них не было ни
одного, кто бы не торопился. Оператор без устали надоедливо скандировал
объявления. Было шумно и душно. Это – Павелецкий вокзал.
Через пару часов по прибытии сюда, я уже был
на пути к «ForestaTropicanaHotel». Это – пансионат, где пройдет пятый
международный Фестиваль Православных СМИ «Вера и Слово».
…Буквально
несколько процедур по регистрации в reception-е и я – участник масштабного
мероприятия. Ожидаю с нетерпением: что же будет?
…День
за днем проходил быстрее, чем того хотелось.
Встречи с опытными, известными и интересными
людьми. Мастер-классы, круглые столы, дискуссии, презентации, выставки, обмен
мнениями. Все это обязательно поможет православному медийщику в его нелегкой
работе.
Ведь он – миссионер и служитель. Он призван
призывать к Добру. И делать это умело, доступно, искренне. Малейшая ошибка в
его деле может оказаться чреватой для многих.
Потому он и здесь, на Православном
Фестивале. Он прибыл сюда за советом, подсказкой. «Как правильно использовать
СМИ в пользу свою и других, как не навредить?» – главный его вопрос, от
разрешения которого во многом зависит процесс «очеловечения» человека.
В поисках ответа на него участник
Православного Съезда садится за круглый стол для совместного обсуждения таких
тем, как: «Межсоборное присутствие: участвуют ли СМИ в формировании
дискуссионной культуры»; «Печатные СМИ: существуют ли кризис жанра»; «Религия в
СМИ: между пиаром и журналистикой»; «Чем новость отличается от «вброса».
Затем дискутирует на тему: «Положительная
повестка дня: как мы ее создаем», а так же участвует в тематических встречах с
Министром культуры РФ В.Р. Мединским («Проблема культурной политики в контексте
отношений Церкви и государства») и Председателем Фестиваля В.Р. Легойдой
(«Острые и насущные проблемы православных СМИ и епархиальных пресс-служб»).
Многочасовые заседания не утомляют
православного медийщика. Он вслушивается в каждое сказанное слово. Ему
интересна любая мысль, выраженная более закаленным и опытным. Обязательно все
это пригодится, - уверен он, - иной раз выручит.
…Еще немного и он, с чувством глубокой
благодарности за оказанную Фестивалем полезную услугу, покинет «ForestaTropicana».
На память он оставит ему рассказ о «Православии на Луганщине» - печатное
издание Луганской епархии. И отправится по маршруту «Москва-Луганск» навстречу
Родине.
Но перед тем, как войдет в вагон он услышит
фразу, сказанную Патриархом в соборном Храме Христа Спасителя в день
официального закрытия Фестиваля Православных СМИ «Вера и Слово»: «православные
журналисты, епархиальные пресс-секретари…призваны ставить именно евангельскую
миссию во главу угла своей деятельности. И это стратегическое видение того,
чем…призван заниматься церковный журналист, никогда не должно вас покидать».
…И
снова стук колес. Тусклые лампы. Заезженное «чай, кофе…» от проводника. Луганск
и 119-е маршрутное такси…
Протодиакон
Геннадий Пекарчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий